В Министерстве внутренних дел рассказали о самых распространенных схемах кибермошенничества и как защититься от них.
В последнее время в связи с повышением уровня цифровой грамотности населения кибермошенники чаще стали склонять жертв к самостоятельному переводу своих средств преступникам. "Порядка 40% подобных случаев связаны с продажей несуществующих товаров или услуг в интернете. Более трети контактов с аферистами в сети приходится на Instagram. Предметом фиктивных сделок могут выступать предлагаемые по заманчивым ценам различные гаджеты, автотранспорт, брендовая одежда. Кроме того, мошенниками активно используются сезонные предложения. Сейчас это искусственные ели, автомобильные шины, зимняя одежда", - подчеркнули в ведомстве.
Также актуальными остаются звонки от имени "правоохранителей" или "специалистов банков", вынуждающих людей получать кредиты и переводить деньги на подконтрольные мошенникам счета. Здесь активно используется технология "фейк-босс", когда звонку предшествует личное сообщение якобы от начальника с требованием оказать содействие.
Нередко злоумышленники выступают в роли знакомых и просят одолжить деньги. Для достоверности используются взломанные учетные записи популярных мессенджеров, с помощью которых рассылаются фишинговые ссылки. Наиболее популярные из них - с просьбой проголосовать в различных конкурсах. Вводя код-пароль, жертва предоставляет доступ ко всем своим контактам.
В ведомстве напомнили, что любой финансовой онлайн-операции должна предшествовать рациональная оценка подлинности ресурса. Признаки мошенничества - это 100% предоплата, нежелание общаться вне мессенджера, отсутствие подтверждающих документов, невозможность предоставления актуальных фото, создание иллюзии наличия других покупателей. Кроме того, правоохранители никогда не требуют от граждан участвовать в поимке злоумышленников и тем более совершать какие-либо финансовые операции. Гражданам не рекомендуется переходить по неизвестным ссылкам, а если они пришли от знакомых, то необходимо связаться с отправителем иным известным способом. В мессенджерах желательно использовать двухэтапную авторизацию.